Функционирование рынка и конкуренция

Функционирование рынка тем более эффективно, чем активнее конкуренция и лучше условия для нее. Конкуренция требует сочетания экономических, технологических и социальных предпосылок. В частности, на рынке каждого вида товаров должно быть достаточное количество продавцов и покупателей. По западным оценкам, число производителей должно быть 8—15 и никак не менее 4—5. Рынок считается монополизированным, если 4 крупнейшие фирмы контролируют более 80% продаж. Важным фактором является также свободный вход на рынок любого производителя.

В СССР в течение 70 лет в ключевых отраслях осуществлялась политика концентрации и узкой предметной специализации производства. В итоге более 1500 групп изделий выпускаются только одним производителем. В производстве подшипников уровень монополизации одной фирмой выпуска большинства из видов составляет 95—98%. В машиностроении, химии, ряде других отраслей такая картина является типичной.

В каком-то смысле наша промышленность напоминает машину, в которой всех узлов — по одному, а их дублирование отсутствует, чтобы извлечь максимальный эффект из экономии на масштабе производства. Другая возможная аналогия — хорошо организованная контора с предельно четким распределением функций между отделами. Никакого разнообразия! В такой системе конкуренция просто невозможна.

Трудности выхода из этой ситуации весьма значительны, связаны с практически полной перестройкой всего производственного аппарата. При этом, если идти только по пути деконцентрации, разделения существующих предприятий, неизбежен серьезный рост издержек вследствие деспециализации.

Положение смягчается следующими моментами.

Во-первых, в сельском хозяйстве, строительстве, в пищевой и легкой промышленности, торговле уровень концентрации производства существенно ниже, специализация не столь жестко закреплена технологически. Необходимо только ликвидировать организационные монополии в форме административных органов, управляющих этими предприятиями, и открыть региональные рынки, которые сегодня закреплены за теми или иными производителями.

Во-вторых, широкое распространение на предприятиях всех отраслей непрофильных производств, созданных для удовлетворения своих нужд с целью снижения зависимости от ненадежного снабжения, может послужить основой для диверсификации производства, быстрого освоения предприятиями рынков других продуктов. Значительную роль могут сыграть также мелкие предприятия.

Однако главный фактор преодоления монополизма в советской экономике и создания условий для конкуренции — активизация внешнеэкономических связей, допущение иностранных конкурентов на внутренний рынок. the official 1win site

242e03de2dc903d908ba7e3fc3597b67